Проект. «История семьи. Вы ее знаете?»
ЗАДАНИЕ ДЕСЯТОГО ЭТАПА:
Рассказ о своей жизни, детстве, отношениях с родственниками. Отрывок из публикации по вашему желанию.
Я решила рассказать о своих стройотрядовских годах. Хотя сейчас стройотрядовское движение, вроде бы, возрождается, но всё это как-то отличается от того, в чём довелось принимать участие мне лично.
Первое моё стройотрядовское лето началось в июле 1983 года, когда после 1 курса Ленинградского техникума лёгкой промышленности мы добровольно (!) поехали в Астраханскую область собирать помидоры. Мы все купили стройотрядовскую форму - тёмно-зелёные куртку, на которую нашивались специальные шевроны, и брюки.
31-летняя куртка до сих пор жива, хотя лишилась одного кармана:
Ехали специальным эшелоном, который был забит до отказа - все третьи (багажные) полки плацкартных вагонов были заняты студентами. Жара была жуткая, хорошо, если удавалось открыть окно. На второй день из окон полетели заботливо упакованные в дорогу протухшие куриные ножки и яйца. На третьи сутки из продуктов остались только сухарики, а до лагерного завтрака надо было ещё дожить. За окном второй день тянулась бесконечная степь и кое-где даже встречались верблюды.
На тёмном астраханском вокзале нас погрузили в открытые грузовые машины и повезли в лагерь, который располагался около села Началово Приволжского района Астраханской области. Лагерь был уже подготовлен к нашему приезду квартирьерами - в бараках поставлены парами железные кровати, над которыми были повешены марлевые полога от комаров, окна затянуты плёнкой, комплекты постельного белья распределены по комнатам.
А наутро нам выдали тяпки и отправили на прополку. Бригада вставала на краю помидорного поля, каждый получал по борозде - и вперёд, не отставай! Жара вызывала жажду, воду для питья привозили в больших алюминиевых бочках ещё горячей после кипячения, и её тут же выпивали. Туалет, вернее кустики, на открытом пространстве найти было трудно, поэтому частенько "приседали" прямо на меже.
На обед нас возили в лагерь, где полагалось 2 часа отдыха, а потом опять в поле. Кормили, в основном, макаронами и рисом, но зато каждая бригада делала себе роскошный овощной салат, конечно же, из помидоров и лука, но иногда и с паприкой, плантации которой были недалеко. Вечером, после работы, мы ходили в душ, сооружённый по принципу душа на стройке из фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика": бочка с холодной водой на столбе, распределительные трубы, из которых еле капает, дощатые стены с огромными щелями. Но после рабочего дня и это казалось роскошью. Но сначала нужно было отмыть руки, покрытые жуткой чёрной коркой, состоящей из липкой помидорной пыльцы и грязи. Это получалось сделать только одним средством - мякотью зелёного помидора, ну а потом уж только водой и мылом:)
Когда помидоры достигли молочно спелости, мы начали их собирать. Важную роль здесь играла укладка в ящики, т.к. на ухабистых сельских дорогах помидоры так и норовили выпрыгнуть из ящика, их приходилось укладывать очень плотно друг к друг в два слоя. Плохо уложенные ящики заставляли перебирать, но а уж если на приёмном пункте находили совку - гусеницу вредителя паслёновых культур - всей бригаде приходилось перебирать бракованную машину.
Каждый сборщик отмечал себе участок на поле, куда ему сваливали тару - пустые ящики. Заполненные ящики грузились в машину, а их количество записывал бригадир. В день в среднем собирали по 500-600 кг, а после приобретения некоторого опыта даже до тонны. Лучшие сборщики томатов ездили на конкурсы, я даже пару раз была на областных.
В воскресенье мы ходили в село, а иногда даже ездили в Астрахань. В селе был прекрасный книжный магазин, вернее склад, где можно было рыться часами. В Питере в то время с книгами было очень трудно, а в Началове я, например, купила серию из 6 книг "Поэты серебряного века"!
В лагере, кроме нашего отряда техникума лёгкой промышленности, стояло ещё два техникума, один из них авиационный. В лучших традициях пионерлагерей мы по ночам ходили мазать друг друга зубной пастой. После отбоя к лагерю приходили местные и катали нас на лошадях. Часто мы по ночам ходили в колхозные сады за яблоками. А шелковицу и абрикосы ели целыми днями, т.к. они в изобилии росли вдоль дорог и арыков с водой.
После трудового дня было место развлечениям - дискотеки, песни под гитару. Даже отсутствие телевизора нисколько не мешало. Были у нас и свои "праздники" - Новый год (31 июля), 23 февраля (23 июля), 8 марта (8 августа).
Я была очарована природой тех мест - огромное звёздное небо, необыкновенной красоты закаты, разноцветные облака... После Питера южная степь производит сильное впечатление. Ну а дельта Волги, поля лотосов, куда мы ездили на экскурсию - незабываемое зрелище. А ещё чёрная икра столовой ложкой из 3-литровой банки, вобла, арбузы, шашлыки...
После второго курса, летом 1984 года, я опять поехала в Астрахань. И в 1987-м, когда уже поступила в МГПИ. И даже после первого отработанного учителем химии года. Всего 7 раз по 2 месяца, т.е. в совокупности больше года. Для меня это было совмещение полезного с приятным: южный ровный загар, фрукты и овощи, купание и верховая езда, плюс очень приличная зарплата, на которую можно было жить весь год припеваючи, т.к. стипендии всегда нехватало. И романтика, путешествия, приключения. Одним словом -молодость:)
Инна, чудесный рассказ и масса приятных воспоминаний! Улыбаюсь! куртку хранишь- вот это ДА! Мне не довелось быть в таких стройотрядах, но спортивнотрудовом в Анапе была- соя, виноградники, черешня... всего месяц. Веселые времена!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Флюра! Сама не ожидала, сколько всего вспомнилось. Надеюсь, сыновьям когда-нибудь будет интересно...
УдалитьИнна, очень интересно! Мне довелось только морковку в Ленобласти собирать - но это совсем не то :)
ОтветитьУдалитьКатя, спасибо! Согласна, картошка и морковка - это не то, я там тоже побывала:) У меня в то время стройотряд был образом жизни, что ли:)
УдалитьУдалить